АХТЕМ СЕИТАБЛАЕВ: "МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ, Я ЭТО ЗНАЮ ТОЧНО!"

Успешный актер, кинорежиссер и любящий отец Ахтем Сейтаблаев поделился с читателями глянцевого издания Cool Kids своими взглядами на творчество, приведя ярчайшие примеры из собственной жизни, рассказал о международном проекте (ленте «Захар Беркут»), не забывая увлечь историей об отцовстве и отношениях с детьми.


Ахтем Сеитаблаев – украинский и крымскотатарский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист, заслуженный артист Автономной Республики Крым, ведущий проекта «Храбрые сердца» на телеканале «1+1». (выделить отдельно)


Ольга Косенко: Ахтем, давайте начнем с детских мечтаний. Расскажите о них. Кем вы хотели стать? Сбылась ли самая заветная мечта ребенка?

Ахтем Сеитаблаев: Я, как и многие дети, родившиеся в Советском Союзе, хотел быть и космонавтом, и разведчиком, и доктором. Можно сказать, что одна мечта исполнилась, когда стал артистом, потому что доктора я сыграл уже три раза. (Улыбается). В разные периоды детства и мечталось о разном. Было время, когда видел себя спортсменом, а именно артистом стал неожиданно.

О.К.: В каком направлении вас развивали ваши родители? Прислушивались ли они к вашим пожеланиям?

А.С.: Я был младшим ребенком. Папа с мамой работали. Они у меня такие диаметрально противоположные по своим профессиям: папа - строитель-инженер, а мама заканчивала в свое время музыкальное училище, потом театральный институт, актерский факультет, но никогда в этой сфере не работала, и ее первая актерская роль была в моем фильме через много-много лет. Вот и я, как и мои сестра с братом, тоже учился в музыкальной школе, где преподавала мама. Учился по классу фортепиано. Брат и сестра закончили обучение, она играла на фортепиано, он - на скрипке, а у меня сил не хватило, я бросил занятия, спорт перетянул. Сказать, что меня прямо куда-то направляли… Этого не было. Зато была достаточно большая свобода выбора. На дворе стояли только что начавшиеся 80-е.

О.К.: Ахтем, кто в вашей семье принимал решение о выборе ВУЗа? Почему именно актерское отделение, а не другая специальность?

А.С.: После того, как я закончил десятилетку, мы переехали в Крым. Мама тайком подала мои документы в Крымское культпросветучилище на актерский факультет. Я у нее спрашивал, как возникла именно такая идея, на что у мамы был простой ответ: она сказала, что видела, как мне это нравится. Я с самого детства читал стихи на разных мероприятиях, потом где-то с класса 8-го очень активно участвовал в общественной жизни школы. Во-первых, это школьная слава, во-вторых, девчонки улыбались, и мне хотелось стоять на сцене.


О.К.: Что или кто повлиял на решение стать профессиональным режиссёром?

А.С.: Вы знаете, это тоже было решение, принятое не мною. К тому времени я уже два года работал в крымско-татарском театре актером. У меня очень даже успешно складывалась актерская карьера. За два года я сыграл три главные роли и меня по большому счету все устраивало. Однажды на репетицию в театр приходит мой дядя, родной брат мамы, он был известным композитором. Человек строгих правил, спорить с ним практически невозможно. Меня в тот день вызвали с репетиции, и дядя сказал: «Вот тебе билет на поезд, ты завтра едешь в Киев поступать на режиссуру». Я, естественно, просто взял билет, согласился, а сам подумал лишь об одном: «Зачем мне это нужно? Что я знаю о режиссуре?» Да, собственно, я и сейчас мало что о ней знаю, так как это профессия такая, у которой нет потолка. Мир стремительно меняется, так много замечательных примеров его видения, драматургии, кадра, взаимоотношений людей, музыки… Ты никогда этого не охватишь. Но я поехал в Киев и, к собственному удивлению, поступил.


О.К.: То есть, столь важные решения в вашей жизни принимали не вы, а случай?

А.С.: Да, я в этом смысле счастливчик, мне везет на встречи с людьми, которых сейчас смело могу назвать учителями, и они появлялись в моей жизни этапно.

О.К.: Вы уже упоминали игру на сцене. Расскажите о своем первом выходе. Как это было? Какие эмоции испытывали?

А.С.: Это было еще в училище. Ставили русскую классику. Вот я играл в отрывке роль Бальзаминова. (Пьеса Островского «Женитьба Бальзаминова» - прим. ред.). Эта роль на сопротивление, потому что обычно меня снимают серьезным угрюмым мужчиной, а она - больше веселая, шутливая. Когда я вышел на сцену в таком образе, с прилизанными волосами, с усиками, с тростью, с другим голосом, другой пластикой, появился перед людьми нерешительным рефлексирующим персонажем, который не может определиться, на ком же жениться, и когда я услышал, что зал хохотал, то понял: мне бесконечно нравится, нравится, нравится профессия актера. (Улыбается). Особого волнения не было, потому что премьере предшествовало множество репетиций. Ладошки же у меня потели в совсем юном возрасте, когда я читал стихи. Страшный сон каждого артиста - забыть текст.

О.К.: Давайте вспомним о вашей первой режиссерской работе. Как справились с поставленной задачей?

А.С.: Если говорить о кино, то это «Квартет для двоих» 2006 года, пьеса Анатолия Исааковича Крыма. В ленте 95% действий персонажей происходят в квартире. Всего четыре актера. Для меня такая обстановка привычна, потому что похожа на театральное пространство. В первый съёмочный день я проспал, так как ночью переволновался. Приехал на площадку - там уже все готово. Я извинился, конечно. Первая сцена – своего рода ссора между мужем и женой. Сначала я отрепетировал с актерами, приготовились снимать. Сказал: «Камера. Мотор». Сняли, я подумал: «Мне все нравится». Спросил у актеров, как им, спросил у оператора, а он ответил как-то кисло. Только человек, который сидел на плейбеке, решил сказать мне тихонько, не хочу ли я взглянуть на то, что получилось. Когда я посмотрел в монитор, увидел, что в течении пяти минут на экране рука актрисы и все. Таким образом, я проработал мизансцену, не учитывая камеру, и оператор в какой-то момент перестал снимать, поскольку актеры были не в кадре. Я же театральный режиссёр. Спасло меня то, что я смеялся громче всех, а уже потом, последующие два фильма, просто привыкал смотреть в монитор.

О.К.: Вы завершили работу над картиной по мотивам пьесы Ивана Франка «Захар Беркут», в которой задействованы голливудские актеры. Поделитесь информацией о столь масштабном проекте. Что вас вдохновило на создание ленты?

А.С.: «Захар Беркут» - очень важная для меня работа, потому что она актуальна на сегодняшний день, а еще я считаю, необходимо рассказывать такие истории о силе человеческого духа, о том, чем ты готов пожертвовать ради близких людей, ради убеждений, ради отстаивания своего способа жизни. В фильме задействованы девять голливудских и британских артистов. Захара Беркута играет Роберт Патрик, в мире он известен как актер, снявшийся во второй части «Терминатора» в роли того самого робота Т-1000 из жидкого металла; Тугар Вовка играет Томми Флэнаган, он известен ролями в фильмах «Гладиатор» и «Храброе сердце»; это и Поппи Дрейтон, британская актриса, которая снималась в «Аббатстве Даунтон», и Алекс МакНиколл, у которого здесь первая главная роль, еще Рокки Майерс, Элисон Дуди, девушка Бонда, Оливер Тревена, очень известный шоумен и телеведущий в Британии. Конечно же, очень много наших украинских артистов. Снимали на английском языке в Закарпатье, под Киевом, строили декорации. (Премьера фильма в октябре 2019 г. – Прим. ред.).

О.К.: А в Голливуде были съемки?

А.С.: Нет, а зачем? Это же украинская история, а высококлассные артисты максимально подготовились к съемкам, прочитали повесть, задавали очень много точных и правильных вопросов, чувствовалось, что им это интересно, - рассказать о совершенно другой культуре, других традициях. А для наших соотечественников, которые здесь снялись, да и для всей страны – это хороший повод заявить о себе всему миру.

О.К.: У вас большая и дружная семья. Вы - счастливый отец! Насколько такое событие повлияло на вас и на вашу карьеру?

А.С.: Я стал более сентиментальным. Когда ты сам отец и сталкиваешься на съемках фильмов со сценами, в которых участвуют дети, то это, конечно, непередаваемо. Появилось больше ответственности. Пришло понимание, что сейчас мне 46 лет, и вот как раз самое время рожать детей. (Смеемся). Для старшей дочки все было немного по-другому в плане воспитания, и я виноват перед ней очень сильно, поскольку в момент ее рождения сам был еще мальчишкой и при том очень плотно занимался карьерой. У нас с детьми теплые дружеские отношения, помимо того, что я их отец.

О.К.: Какие методы в воспитании детей вы признаете? Поделитесь своими. (У Ахтема Сеитаблаева две дочери — Назлы и Сафие, двое сыновей — Селим и Анатолий (сын супруги от другого отца) – прим. ред.).

А.С.: Я не могу сказать, что прямо как-то по-особенному воспитываю своих детей, они скорее смотрят на то, что я делаю, и берут пример с меня. Говорить же можно все, что угодно, а поступать совершенно противоположно. Потому для меня важны поступки, на которых они смогут учиться. Дети все видят и замечают. Большое счастье, если в семье царит дружеская атмосфера взаимоотношений.

О.К.: Как родителю справиться с переходным возрастом ребенка и побороть трудности в достижении поставленных целей?

А.С.: Я с ужасом думаю о том, что, если мои дети будут поступать так же, как и я в их возрасте, тогда мне точно придется выкручиваться. (Улыбается).

С сыном, например, проще, он очень покладистый парень, увлекается историей, старший сын – пишет и уже сотрудничает с некоторыми изданиями, поэтому мне кажется, что они свой путь нашли.

Переходной период у детей – это, наверное, самый сложный этап и для каждого родителя. Единственное, что я могу вспомнить, единственное, что помогало нам, не доводить ситуацию до каких-то жестких решений, хотя иногда такое тоже случалось. Надо постараться донести ребенку, что ты его любишь, что во главе всего стоят твоя безумная любовь к нему и уважение его личности. Если получается, если дитя это чувствует, то тогда можно пройти через все испытания.

О.К.: Ахтем, а нужно ли заставлять детей продолжать начатое дело или лучше и тут дать им возможность выбора?

А.С.: Нужно. Может быть, не заставлять, но убеждать в том, что законченное дело – это гораздо лучше, чем незавершенное. Я их часто зову к себе на площадку сыграть какие-то маленькие роли, и прямо показываю: «Вот смотри, если мы это сейчас не сделаем, то есть, не доведем до конца, то у нас не получится итоговая картинка». Или, например, очень хороший пример с младшей дочкой. Она занимается и английским, и плаваньем, и танцами, играет на фортепиано… Говоришь ей сыграть мелодию, а потом неожиданно останавливаешь. После вопроса, что получилось, видишь недоумение в глазах и чувство того, что нужно доиграть до конца. Ты вроде бы начала, а из этого не получилось ничего, если не завершить. Хорошо работает пример с животными. Дети трепетно к ним относятся. Делая гнездышко для птички, они могут его отложить и забыть. Конечно, важно донести мысль, что теперь маленькой птичке негде жить, потому что ты поленилась. Ребенок поймет это.

О.К.: Очень правильно и трогательно. Дайте совет всем начинающим звездочкам, деткам, которые только определяются с выбором любимого направления.

А.С.: Большая дорога начинается с первого шага. Верьте в себя. Если вдруг что-то не получается, это не всегда зависит от вас, просто был такой день. Нужно всегда вставать и идти дальше, продолжать делать что-то, потому что чаще всего труд перемалывает неудачи, как бы банально это не звучало. За успехом всегда 9/10 труда и только 1/10 таланта. Поэтому нужно верить в собственные силы и идти к своей цели. Мечты сбываются, я это знаю точно!

Автор: Олька Косенко

Редактор: Елена Мальва

Фото: A TAN MAN by Andre Tan

Фотограф: Соня Плакидюк

Эксклюзивно для украинского

глянцевого издания Cool Kids